Греть или не греть? Вот в чем вопрос!
04.12.2018

Каждый водитель время от времени задавался вопросом: прогревать ли двигатель перед поездкой или следовать современным инструкциям и ехать без прогрева. В сети много противоречивой информации на эту тему. Давайте попробуем разобраться, кто же прав, а кто заблуждается.
Разница температур
Первая проблема холодного пуска - это большая разница температур между горящим газом и частями двигателя. Сразу после запуска детали двигателя начинают поглощать тепло и расширяться. Конструкция двигателя предполагает минимальный зазор между цилиндром и поршнем, чтобы энергия, образующаяся от воспламенения топлива, не терялась впустую.
Поршень, который непосредственно контактирует с горящим газом, расширяется быстрее и в зоне канавок для поршневых колец касается холодного еще не расширенного цилиндра. Поэтому, пока двигатель не прогрет, зазоры между деталями отличаются от оптимальных. Возникают запредельные напряжения, двигатель находится под огромными нагрузками и изнашивается гораздо быстрее. Канавки для поршневых колец наиболее чувствительны к нагрузкам и начинают разрушаться первыми.
С выпускными клапанами, которые нагреваются быстрее чем ГБЦ, в целом, та же ситуация.
Смазка
Вторая проблема холодного пуска касается смазочных материалов. Все мы знаем, что на холоде масло густеет, а значит теряет нужный уровень текучести. Высокая вязкость масла приводит к увеличению давления во всей смазочной системе.
Чтобы избежать чрезмерно высокого давления, масляный насос оснащён предохранительным клапаном, который выпускает избыточную часть смазки в поддон. Чтобы выполнять свои смазочные защитные функции и добраться до всех деталей двигателя, маслу нужно время, отсюда и шумная работа ДВС в первые минуты запуска на морозе.
Ёще кое-что о смазке
Бензиновый двигатель внутреннего сгорания работает на смеси воздуха и испаряющегося топлива. Когда на улице холодно, бензин испаряется плохо. Изначально автомобиль компенсирует это, добавляя в смесь больше бензина, при этом часть его остается на стенках цилиндра. А так как бензин является прекрасным растворителем, он смывает смазочные материалы со стенок, когда вы запускаете двигатель на морозе. Это приводит к недостаточному смазыванию поршневых колец и гильз цилиндров. Узлы трения работают «всухую», износ механических деталей в этом случае происходит значительно быстрее, чем обычно.
Топливная экономия
Здесь очень примечателен эксперимент российских коллег, которые измеряли расход топлива в трех случаях:
- Полностью прогреть мотор и только после этого поехать.
- Без прогрева. Точно по инструкции к современным автомобилям – «пустил и поехал».
- Небольшой прогрев. Завелись, смахнули снег, помахали лопатой (потянули время) и поехали.
Эксперимент проводился при температуре минус 15, моторное масло - синтетика, дистанция - 5 км без пробок.
Расход топлива был разным во всех случаях:
- Полный прогрев около 0,8 л,
- Без прогрева - 0,45 л,
- Небольшой прогрев - 0,55 л.
Всё таки греем! Но недолго!
Автопроизводители хором утверждают, что современному автомобилю прогрев не нужен, и сразу после прогрева можно трогаться. “Мотористы” советуют ждать полного прогрева. Однако мы рекомендуем выбрать золотую середину и руководствоваться здравым смыслом. Запускаем двигатель, чистим авто от снега и наледи, затем начинаем движение. То есть пары минут прогрева на малых оборотах вполне достаточно, затем целесообразнее выходить на рабочую температуру уже в движении. Кстати, не стоит сразу включать печку, так как толку от нее все равно не будет, пока двигатель не прогреется. А вот выключив ее, вы существенно сократите прогрев, так как не будете забирать тепло от двигателя.
В первые минуты поездки старайтесь активно не ускоряться, а также аккуратно проезжать неровности, такие как лежачие полицейские или ямы, чтобы амортизаторы полностью восстановились после стоянки.
Какое масло лучше зимой
Чтобы исключить риск масляного голодания и легкий запуск в морозы выбирайте моторные масла с хорошими низкотемпературными свойствами, такими как проворачиваемость(динамическая вязкость) и температура потери текучести.
Проворачиваемость - максимальная низкотемпературная динамическая вязкость масла, которое обеспечивает проворачивание коленчатого вала со скоростью, необходимой для нормального запуска двигателя при низкой температуре воздуха. Эти значения масла определяются по специальному стандарту - для масел вязкости SAE 5W не более 6600сП при -30°C.
Потеря текучести масла - это та минимальная температура, при которой масло все еще сохраняет текучесть. Определяется по стандарту ASTM D97. Для масел класса 5W температура потери текучести должна быть ниже (-32°C), чем регламентированное в стандарте SAE J300 значение (-30°C). Чем лучше низкотемпературные свойства масла, тем лучше для двигателя - быстрее восстановится оптимальная смазка двигателя.
Масла Texaco Havoline отличаются исключительными низкотемпературными свойствами намного превышая существующие требования.

Сводная таблица низкотемпературных свойств моторных масел Texaco Havoline:
Динамическая вязкость, имитация холодного запуска, CCS
|
Температура потери текучести
| |||||||
Масло | Условия и метод испытания | Норма SAE J300, ед. Сп | Фактический результат | Превосходит стандарт | Метод тспытания | Норма SAE J300, ед. Сп | Фактический результат, С | Превосходит стандарт |
Havoline Pro Ds V 5W-30 | -30С, ASTM D5293 | Не более 6600 | 5900 | 39% | ASTM D97 | -32 | -47 | 47% |
Havoline Pro Ds F 5W-20 | -30С, ASTM D5293 | Не более 6600 | 4000 | 39% | ASTM D97 | -32 | -39 | 22% |
Havoline Pro Ds M 5W-30 | -30С, ASTM D5293 | Не более 6600 | 5900 | 10.6% | ASTM D97 | -32 | -46 | 47% |
Havoline Energy MS 5W-30 | -30С, ASTM D5293 | Не более 6600 | 5300 | 19.7 | ASTM D97 | -33 | -47 | 42.5% |
Havoline Energy 5W-30 | -30С, ASTM D5293 | Не более 6600 | 4000 | 39 | ASTM D97 | -32 | -45 | 40% |
P.S. И напоследок небольшой лайфхак! Чтобы щётки стеклоочистителя не так сильно примерзали к лобовому стеклу, в конце поездки устанавливайте их в вертикальное положение. Тогда вода будет стекать с них, и они не примерзнут.
Комментарии